Как выработать антикризисную стратегию компании?

Слабые места в управлении компаниями особенно отчетливо проявляются в кризисное и переходное время. И даже если все экономические реалии указывают на необходимость перемен в компании,  внутри нее могут существовать серьезные препятствия для этого.

Зачастую даже ключевые менеджеры компаний не осознают ситуацию и полезность изменений, а также то, какой за ними может последовать результат. Шаблонно мыслящие сотрудники склонны оперировать категориями сегодняшнего дня и стремиться выполнить план, нежели следовать стратегически важным целям. Это создает серьезные организационные препятствия. Также в среде менеджмента компаний принято считать, что для масштабных изменений нужны значительные ресурсы, поэтому отказываются от этой возможности. Вместо этого имеющиеся финансовые разрывы менеджеры стремятся сократить за счет снижения текущих расходов. Такая тактика в кризисное время только на первый взгляд является успешной. На практике такие действия способны утопить компанию, руководство которой не чутко относится к необходимости перемен. Тогда как грамотная антикризисная стратегия поможет не только пережить сложное время, но выйти на новые источники роста.

Чаще всего, решившись на реформы, менеджеры компаний первым делом стремятся оптимизировать имеющиеся ресурсы. С точки зрения бизнес-консультантов компании Booz & Company, более правильным будет начать процессе изменений с анализа структуры бизнеса. Необходимо определить степень и зоны ответственности каждого сотрудника, а также правильно организовать информационные потоки. Подобный анализ даст понимание того, как необходимо перераспределить ресурсы, какие изменения нужны в системе мотивации и самой структуре. В любом деле сотрудники должны хорошо понимать, что они делают, зачем и к какому результату приводят их действия. Поэтому еще до введения новой организационной стратегии, бизнес-консультанты проводят аудит персонала, исследуя их понимание стратегических целей компании, а также проблем организации. В большинстве случаев аудит дает следующую статистику:

  • только 10% менеджеров понимают согласование целей их департаментов и целей компании;
  • 60% опрощенных менеджеров ориентированы на решение текущих задач и плохо понимают их связь со стратегией фирмы
  • только 35% сотрудников знают основные составляющие успешного развития предприятия
  • в 100% случаев исследований менеджеры указывали на недостаток информации о внешней среде компании
  • также во всех организациях сотрудники указывали на необходимость помощи в согласовании бизнес-процессов и мотивационной системе.

Часто низкие финансовые успехи компании объясняются именно недостатками в ее системе стратегического управления, некомпетентность менеджеров влияет на этот показатель куда меньше.

Чем характеризуется успешная стратегия в компании?

1) Понятность всем участникам бизнес-процессов (и сотрудникам, и управленцам)

2) Связанность всех элементов управления

3) Наличие типовых решений для компании в целом и отдельных уровней организации

4) Наличие цикла планирования и реализации стратегии.

Для создания стратегии и воплощения ее в жизнь формируется команда из числа ключевых сотрудников. Для успешной реализации стратегии необходимы:

  • вовлеченность менеджеров в процесс разработки и внедрения стратегии на всех этапах
  • соблюдение проектных сроков реализации
  • внедрение каждого этапа закрепляется в системе управления.

Соблюдение этих факторов позволяет согласовать все намерения менеджеров и преодолеть организационные препятствия, включив ключевых сотрудников в процесс проработки стратегии. В процессе внедрения стратегии прорабатываются основные точки контроля и корректировки стратегии. Такой подход позволяет сфокусировать действия менеджеров на решении стратегических задач, а не ежедневных проблем. Вовлеченные в подготовку стратегии менеджеры, способны не только самостоятельно осознать будущее компании и свое место в нем, но и объяснить это подчиненным. Это позволяет внедрить все изменения в хорошем темпе, легко и эффективно.

В результате проделанной работы все бизнес-процессы компании настраиваются на реализацию разработанной антикризисной стратегии.

18.01.2016

Рейтинговое агентство «Моттон Пик»