Как правильно разработать бизнес-идею?

Как определить, будет ли бизнес-идея прибыльной, оценить ее экономическую привлекательность?

Перед началом любого стартапа необходимо сформулировать его бизнес-идею.

А значит:

  • Описать продукт (товар или услугу) 
  • Описать покупателя и его потребности, которые закроет продукт
  • Описать, как будет организован сам бизнес – цены на продукцию, где будут располагаться места продаж, как продукт будет рекламироваться, как будет организовано обслуживание покупателей, логистика и прочие составляющие.
  • Сформулировать желаемый образ продукта, который должен сложиться у покупателей и его взаимосвязь с элементами бизнес-идеи. И наоборот, рассмотреть, как отдельные нюансы бизнес-идеи будут влиять на образ компании и продукта в глаза потребителей.

После этого можно приступать к оценке прибыльности бизнес-идеи.

Получение прибыли лежит в основе любой предпринимательской деятельности. Вот как определяет предпринимательство ГК РФ: «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли…».

Дабы избежать разочарований при воплощении бизнес-идеи, заранее спрогнозируйте результат. Пока еще рано составлять детальный финансовый план. Перед стартом необходимо выяснить, будет ли бизнес-идея приносить столько прибыли, чтобы вам было интересно ею заниматься.

Первый шаг – определение границ вашего рынка. Рынок в вашем случае - это те потенциальные потребители, которые могут приобрести предлагаемые вами услуги или продукцию.  Если вы планируете доставлять товары через Интернет или оказывать услуги дистанционно, то включите в границы рынка и пользователей всемирной Сети.  Включайте в число потенциальных покупателей тех людей, кто физически может получить продукцию или услуги, предлагаемые вами.

Вы можете ориентироваться как на весь рынок, так и на определенный сегмент, тем самым применяя недифференцированный или целевой маркетинг соответственно. Рассчитайте число ваших потенциальных покупателей.

При оценивании прибыльности бизнес-идеи рассматривается и объем продаж за определенный временной интервал. Обычно это календарный год. Если в рассматриваемом сегменте продажи сильно привязаны к сезону, начало финансового года будет не совпадать с началом календарного.

Необходимо выяснить, сколько в среднем тратят покупатели на категорию, в которую входит ваш продукт или услуга, размер средней покупки. Также нужно представлять себе объем рынка – сколько всего тратят покупатели.

Необходимо регулярно производить контроль целевых показателей, поэтому понадобится определить принципы управленческого учета (не путайте его с бухгалтерским, это разные вещи).

Планируя реализовать бизнес-идею, стоит разобраться в финансовом планировании организации – эти знания пригодятся и во время будущих встреч с инвесторами.

Оценить прибыльность бизнес-идеи возможно по размеру маржинальной и операционной прибыли. Маржинальная прибыль - это сумма маржинальной прибыли всех сделок. Маржинальная прибыль за вычетом постоянных расходов дает прибыль операционную (прибыль до налогообложения).

Для реализации любой бизнес-идеи необходимо инвестирование – времени, сил, средства и так далее. Необходимо оценить размер требуемых инвестиций, чтобы понять, как скоро вернутся вложенные в проект средства, и вы сможете начать получать прибыль.

Если вас устраивает планируемая прибыльность бизнес-идеи за рассматриваемый период, стоит подготовить финансовый план по месяцам. Включите в него прогнозируемую выручку, маржинальную и операционную прибыль, расходы. Когда вы приступите к реализации вашей бизнес-идеи, укрупненный план поможет вам составить более подробный финансовый план.

 Итак, еще раз пошагово рассмотрим оценку прибыльности бизнес-идеи:

- определение границ рынка

- количественная оценка покупателей

- определение объема продаж

- выбор планируемого временного периода

- оценка объема рынка и средней покупки

- вычисление маржинальной прибыли, постоянных расходов и операционной прибыли

- оценка инвестиций

- оценка периода, через который проект выйдет на самоокупаемость и начнет приносить прибыль.

21.01.2016

Рейтинг консалтинговых компаний России  «Моттон Пик»