Как правильно разработать бизнес-идею?
Как определить, будет ли бизнес-идея прибыльной, оценить ее экономическую привлекательность?
Перед началом любого стартапа необходимо сформулировать его бизнес-идею.
А значит:
- Описать продукт (товар или услугу)
- Описать покупателя и его потребности, которые закроет продукт
- Описать, как будет организован сам бизнес – цены на продукцию, где будут располагаться места продаж, как продукт будет рекламироваться, как будет организовано обслуживание покупателей, логистика и прочие составляющие.
- Сформулировать желаемый образ продукта, который должен сложиться у покупателей и его взаимосвязь с элементами бизнес-идеи. И наоборот, рассмотреть, как отдельные нюансы бизнес-идеи будут влиять на образ компании и продукта в глаза потребителей.
После этого можно приступать к оценке прибыльности бизнес-идеи.
Получение прибыли лежит в основе любой предпринимательской деятельности. Вот как определяет предпринимательство ГК РФ: «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли…».
Дабы избежать разочарований при воплощении бизнес-идеи, заранее спрогнозируйте результат. Пока еще рано составлять детальный финансовый план. Перед стартом необходимо выяснить, будет ли бизнес-идея приносить столько прибыли, чтобы вам было интересно ею заниматься.
Первый шаг – определение границ вашего рынка. Рынок в вашем случае - это те потенциальные потребители, которые могут приобрести предлагаемые вами услуги или продукцию. Если вы планируете доставлять товары через Интернет или оказывать услуги дистанционно, то включите в границы рынка и пользователей всемирной Сети. Включайте в число потенциальных покупателей тех людей, кто физически может получить продукцию или услуги, предлагаемые вами.
Вы можете ориентироваться как на весь рынок, так и на определенный сегмент, тем самым применяя недифференцированный или целевой маркетинг соответственно. Рассчитайте число ваших потенциальных покупателей.
При оценивании прибыльности бизнес-идеи рассматривается и объем продаж за определенный временной интервал. Обычно это календарный год. Если в рассматриваемом сегменте продажи сильно привязаны к сезону, начало финансового года будет не совпадать с началом календарного.
Необходимо выяснить, сколько в среднем тратят покупатели на категорию, в которую входит ваш продукт или услуга, размер средней покупки. Также нужно представлять себе объем рынка – сколько всего тратят покупатели.
Необходимо регулярно производить контроль целевых показателей, поэтому понадобится определить принципы управленческого учета (не путайте его с бухгалтерским, это разные вещи).
Планируя реализовать бизнес-идею, стоит разобраться в финансовом планировании организации – эти знания пригодятся и во время будущих встреч с инвесторами.
Оценить прибыльность бизнес-идеи возможно по размеру маржинальной и операционной прибыли. Маржинальная прибыль - это сумма маржинальной прибыли всех сделок. Маржинальная прибыль за вычетом постоянных расходов дает прибыль операционную (прибыль до налогообложения).
Для реализации любой бизнес-идеи необходимо инвестирование – времени, сил, средства и так далее. Необходимо оценить размер требуемых инвестиций, чтобы понять, как скоро вернутся вложенные в проект средства, и вы сможете начать получать прибыль.
Если вас устраивает планируемая прибыльность бизнес-идеи за рассматриваемый период, стоит подготовить финансовый план по месяцам. Включите в него прогнозируемую выручку, маржинальную и операционную прибыль, расходы. Когда вы приступите к реализации вашей бизнес-идеи, укрупненный план поможет вам составить более подробный финансовый план.
Итак, еще раз пошагово рассмотрим оценку прибыльности бизнес-идеи:
- определение границ рынка
- количественная оценка покупателей
- определение объема продаж
- выбор планируемого временного периода
- оценка объема рынка и средней покупки
- вычисление маржинальной прибыли, постоянных расходов и операционной прибыли
- оценка инвестиций
- оценка периода, через который проект выйдет на самоокупаемость и начнет приносить прибыль.
21.01.2016
Рейтинг консалтинговых компаний России «Моттон Пик»