Технические ограничения профессиональных интернет-сообществ

Эта статья посвящена вопросу профессиональных сообществ в интернете: т.е. техническим форумам, блогам, группам в соц.сетях и специальным порталам. Она будет интересна профессионалам живущим в интернете и находящим там разовые заказы или постоянную работу и работодателям, которые ищут себе специалистов через интернет. И очень хочется, чтобы статью прочитали те, кто создает и раскручивает эти самые сайты и порталы ориентированные на профессиональную среду.

Смысл комментария

- Доктор, а я жить то буду

- А смысл?

- Логично

Из старого КВНа

Социальные сети и блоги - это инструменты и общения, и профессионального взаимодействия. Многие такие интернет-порталы являются профессиональными сообществами и, в частности, могут быть использованы для поиска специалиста. Не будем говорить о любителях, которые существуют там ради собственного удовольствия (любителями их можно назвать условно т.к. своими знаниями они иногда дадут фору опытным спецам). Поговорим о профессионалах, которые рассчитывают получить известность в проф.среде, а так же заказы от клиентов или предложения работодателей.

Еще поговорим об инструментах порталов. На многих существует не только возможность оставить комментарий, но и тотализатор, который позволяет явно поддержать или наоборот опустить кого либо. В этих технологических плюшках есть, точнее, должна быть польза, однако неразвитость инструментов часто делает их бессмысленными.

Чтобы понять где ошибки, сперва надо разобраться с принципами функционирования сообщества. Главный инструмент блога – это комментарий, а на форуме – это сообщение в открытой теме. Оставляя комментарий участник сообщества пишет по теме (не будем говорить про флуд) и нередко при этом пишет что-то про своего оппонента. На самом деле, что бы не писал участник сообщества, он пишет прежде всего о себе. Пишет гадость – что про него могут подумать. Пишет по делу – набивает себе репутацию... Многие пишут в эмоциональном порыве, тем более они пишут о себе. Понимание этой особенности является очень важной и для тех, кто хочет профессионально продвигаться, и для тех кто ищет специалиста через интернет.

Возможности репутации

- Василий Иванович, ты что пишешь?

- Оперу пишу

- А про меня там будет

- Будет, Петька

- А еще про кого?

- Вот опер вызовет – все узнаешь...

Старый анекдот из серии «про Чапаева»

Но неужели работодатель будет читать все комментарии? Чтобы облегчить работу тем, кто ищет профессионалов был придуман форумный тотализатор. Теперь каждый пользователь может подтянуть другому рейтинг или наоборот опустить. А работодатель, ориентируясь на рейтинг может выбрать профессионала.

Однако, я рекомендую смотреть шире. Интересен не только собственный рейтинг специалиста, но и то как он раздает репутацию другим и что при этом пишет. Это неплохо характеризует его с профессиональной точки зрения. Видно, насколько человек корректен, конфликтен, насколько он готов признавать профессиональные достижения других специалистов, особенно по своей теме. А его собственной рейтинг может оказаться липовым, т.к. технические ограничения (неразвитость инструментов) портала могут позволить искусственную накрутку.

Так что, читать комментарии работодателю можно и нужно, только не все, это ж не реально. Например хорошо бы выбрать все комментарии данного специалистам по темам с тегом «гидрогенератор». Должны же быть у нас хорошие инструменты фильтрации текстов сообщества?

О неразвитости инструментов

- А инструментик то тебе зачем? Дачу у тебя все равно нет...

- Так то оно так, Алеша, но без инструмента сейчас нельзя

- Все приговор окончательный, с конфискацией, обжалованию не подлежит

Из фильма «Ворошиловский стрелок»

На некоторых порталах совсем отсутствует механизм репутации, и это даже лучше, чем если такой инструмент существует, но сделан некачественно. На хороших форумах, при изменении репутации текстовое сообщение является обязательным. На плохих текст при оценке оставить нельзя. Порой не видно, кто понизил репутацию, за какое сообщение…

Очевидным результатом таких промахов является прежде всего накрутка, т.е. ситуация, когда два участника сайта регулярно повышают репутацию друг друга. Если учесть анонимность пользователей, то это может делать вообще один человек, например, заходя с разных компьютеров под разными IP адресами.

Что надо делать? Надо делать хорошие и правильные инструменты:

  • Возможности человека на форуме должны зависеть от его репутации
  • Повышение и понижение репутации должно быть прозрачным при этом обязательно следует указывать причину.
  • Для работодателей должны существовать удобные отчеты, где можно посмотреть а) все комментарии специалиста или выборочно по тегам темам и другим признакам, б) кто и за что ему изменял специалисту рейтинг, в) кому специалист изменял рейтинг. Такие отчеты должны иметь удобные инструменты сортировки и фильтрации.

В целом, все действия направленные от одного участника сообщества к другому должны быть прозрачными (кроме личных сообщений). Инструменты должны быть простыми и удобными и особенно важно, чтобы это распространялось И на модераторов.

Модераторы вне закона

- А что искать то, оружие, наркотики?

- Если все это найдете – я не возражаю. Но ищем винтовку с хорошим боем.

Из фильма «Ворошиловский стрелок»

Уверен, что у многих накипело, но я попробую говорить без эмоций и начну с технических ограничений. Иногда они не позволяют увидеть действия модератора, что, как минимум вызывает большие потери времени на выяснение ситуации, например, причины утраты сообщения. Уже это мне видится неуважительным по отношению к участникам сообщества. Ведь неаккуратным действием модератор может испортить специалисту репутацию, а значит карьеру, а значит и жизнь. На мой взгляд, действия модератора должны быть доступны для просмотра для всех. Я сравню модераторов с силовиками: представитель правопорядка, который имеет право носить оружие и его применять в случае необходимости должен быть в большей мере подотчетен обществу, чем обычный гражданин, не имеющий оружия...

Итого

Эта статья о том, каким хотелось бы видеть профессиональные интернет-сообщества. Но каждый портал сам выбирает свой путь, а мы т.е. интернет пользователи (любители и профессионалы) будем голосовать своим выбором в пользу удобного и неудобного ресурса.

Статья подготовлена Мартыновым Дмитрием – экспертом компании Koder Logic (www.koderlogic.ru)

22.04.2016