СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ

Часто можно услышать, что современный российский рынок больше напоминает хаотическое движение атомов, нежели шахматную партию, а стратегия организации, в том случае, если она вообще есть, в основном представляет собой документ, который держат в красивой папке для придания решениям руководства солидности и веса.

Вокруг множество примеров фирм, которые лавируют в потоке, ориентируясь только на своё внутреннее окружение (можно сказать, на микросреду) и чутьё руководства, и справедливости ради надо отметить, что далеко не всегда деятельность таких компаний заканчивается крахом.  

В связи с этим многие руководители вновь образованных фирм задают себе вопрос: есть ли смысл думать о стратегии, когда вокруг – неопределённость? И ошибаются, ответив на него отрицательно. Помимо государства и криминальных структур, на которые обычно возлагают всю ответственность за сложившуюся в российской экономике ситуацию, в модель движения атомов в бизнесе активно включены и коммерческие фирмы. Не думая о будущем, руководствуясь сиюминутной выгодой, они сами создают хаос вокруг себя.

В этих условиях работа консалтинговых компаний сопряжена с немалым риском, а это значит, что помимо консультантов, которые рискуют своей репутацией, есть заказчик, который, решив поработать над стратегией и довериться им, рискует своим бизнесом.

Стратегический консалтинг – это фундаментальная база, тяжелая артиллерия консалтинговых услуг. Совершенно нормально, если в перечне предлагаемых консультантами компании мероприятий не значатся работы со стратегией – это свидетельствует скорее о честности компании, нежели о её некомпетентности; куда хуже, если компания предлагает, но в действительности не может оказать такие услуги.

Наличие словосочетания «стратегический консалтинг» в прейскуранте консалтинговой фирмы часто можно объяснить разночтениями этого понятия. Иногда компании предлагают не услуги по созданию/преобразованию стратегии, а методы её реализации, а это совсем не одно и то же.

Что находится в ведении стратегического консалтинга? В первую очередь, бизнес-модель, развитие организации в долгосрочной перспективе, сопряженные с ним цели и задачи, общий план их реализации.

Компания, оказывающая своим клиентам услуги стратегического консалтинга, должна заниматься стратегическими исследованиями, общими концепциями продвижения, позиционирования и продаж, разработкой и модификацией стратегии фирмы вкупе с методическими разработками по оценке её эффективности. Стратегическим консалтингом, скорее всего, не занимаются компании, которые услуги по реализации стратегии, внедрению электронных вспомогательных программ и так далее позиционируют, как стратегические.

Не подходят под определение «стратегического консалтинга» и услуги по составлению бизнес-плана: упор тут идет не на создание стратегии как таковой, а скорее, на её визуализацию и представление.

Консалтинговые компании редко специализируются только на оказании услуг по стратегическому планированию. Не так много клиентов, желающих и способных оплатить полномасштабную и качественную работу консультантов-стратегов, кроме того, это работа не на один день и часто не для одного консультанта. Соответственно, доходы консалтинговых фирм, делающих упор исключительно на стратегические услуги, непостоянны и распределяются неравномерно.

Стратегический консалтинг – это, чаще всего, одно из направлений деятельности консалтинговой компании, в русле которого можно выделить два типа услуг.

Во-первых, это фрагментарный стратегический консалтинг, представляющий собой часть работы со стратегией компании – конкретное исследование или его интерпретация, исследование самого предприятия и так далее. Эти услуги характеризуются чёткостью и определённостью относительно сроков выполнения, результата, стоимости и трудозатрат. Это задача с конечным результатом, и её выполнение ложится, как правило, на отдельных консультантов консалтинговой фирмы и не требует привлечения к работе руководства организации.

Во-вторых, это системный, фундаментальный стратегический консалтинг, подразумевающий такие масштабные проекты, как разработка стратегии, определение новых целей, новой ценовой политики и политики продаж и так далее. Это тяжелая и кропотливая работа, успех которой определяется мерой взаимодействия клиента с исполнителем, отсутствием барьеров в обоюдном понимании целей и результатов. Такая работа требует особой квалификации от консультанта: он должен не только быть полноценным экспертом в своей области, но и уметь донести результаты своей работы до заказчика так, чтобы клиент смог увидеть все аспекты задачи, какими увидел их консультант.

Это самые рискованные, самые неоднозначные по своим эффектам и самые дорогостоящие виды консалтинговых услуг. Обещающие, соответственно, самые высокие результаты в случае успеха, порой даже частичного.

Итак, если работа со стратегией компании – это серьёзная деятельность, требующая масштабной подготовки и тонкой настройки, если рынок неоднозначен и нестабилен, если всем этим занимаются живые люди, то ничуть не удивительно, что рынок стратегического консалтинга достаточно узок.

Вернёмся к рискам. Отметим идеальную ситуацию, когда и консультант, и заказчик в результате проведения совместной работы расстались, довольные друг другом, а компания сделала новый виток своего развития, преодолела кризис, упрочила свои позиции на рынке и процветает, и задумаемся подробнее над тем, что может произойти в противном случае.

Предположим, чрезмерная ответственность, форс-мажорные обстоятельства, разночтения в задании, ошибка привели к тому, что то, что сделал консалтер, не сработало. В лучшем случае не изменило, а в худшем – усугубило ситуацию. Что может сделать в таком случае клиент?

Защищённость клиента будет зависеть от того, насколько чётко сформулирован и прописан его договор с консалтинговой компанией. Правда, даже самый тщательно проработанный договор выручит не всегда, разве что потребуется привлечь консалтинговую компанию к ответственности за неполноту оказанных услуг или срывы сроков выполнения работ. А вот доказать, что консультант ошибся в своих рекомендациях, и именно этот факт повлёк за собой причинение ущерба компании, что работодатель при этом действовал в рамках оплаченных им инструкций, а не трактовал их по-своему, и что в действиях приглашенного специалиста присутствует вина, на практике очень сложно.

Выход из этой непростой ситуации солидные консалтинговые компании обычно предлагают сами – они страхуют свои профессиональные риски, а при заключении договоров оговаривают все возможные сложности. Подписывая договор с такой компанией, клиент предупреждён и подготовлен к возможному риску.

В утешение сомневающемуся руководителю можно еще раз напомнить тот факт, что консалтинговая компания заинтересована в положительном результате своей деятельности немногим меньше его самого. Потому что самое дорогое конкурентное преимущество, которое может быть у компании, оказывающей услуги стратегического консалтинга – это её собственная репутация; потеряв её, она окажется в том же положении, что и пострадавшая от ошибки консультантов фирма-клиент.