Управленческий консалтинг

            Управленческое консультирование сегодня – один из наиболее динамично развивающихся видов бизнеса. Следствием тенденции к усложнению производства выпускаемой организациями продукции, обострением конкуренции стали интенсивные темпы роста этой сферы услуг.

            Периодом появления предпосылок к зарождению управленческого консалтинга можно считать конец XIX века, когда собственники крупных европейских предприятий стали отказываться от руководящих полномочий и передавать их наемным специалистам – происходит зарождение менеджмента, - вместе с этим развивается процесс привлечения консультантов, имеющих знания о специфике той или иной отрасли, способных предложить мероприятия по повышению эффективности предприятия. Первоначально, как правило, консультантами становились специалисты-инженеры.

            На современном этапе развития мировой экономики росту консалтингового бизнеса способствуют уже новые, общемировые, тенденции: использование компаниями все большего количества временных работников – переход на аутсорсинг широкого спектра услуг. Организации стремятся с одной стороны реализовывать проекты с помощью высококвалифицированных специалистов, с другой – избегают содержания в штате профессионалов, чьи услуги дороги, а постоянной необходимости в них не возникает, в виду, например временного отсутствия сложных проектов. Невозможно не указать и на задачу поддержания знаний управленческой команды об отрасли, в которой предприятие функционирует, на актуальном уровне: учитывая короткие временные периоды, за которые информация в современных условиях становится устаревшей, привлечение консультантов, выработка ими долгосрочного плана мероприятий по преодолению кризисных ситуаций и развитию компании становится обоснованной инвестицией денежных средств в будущее.

            Какие преимущества получает организация, привлекая внешнего консультанта? В первую очередь – это взгляд со стороны: специалист, входящий в штат организации по умолчанию включается в иерархию соподчинения сотрудников, что усложняет обеспечение непредвзятости при рассмотрении деятельности выше стоящего начальника. Такой специалист, как правило, уже сформировал методы и подходы к реализации работы, сформированные, в том числе, и под влиянием опыта уже существовавшего в организации. Приглашенный консультант в меньшей степени испытывает на себе влияние традиций и авторитета руководителей организации-заказчика, потому его шансы предложить новое решение поставленной задачи в значительной степени увеличиваются. Тем более, что опытный специалист по управленческому консультированию уже имеет ряд решений, разработанных и примененных им в других организациях. Однако уже имеющееся решение схожей проблемы нельзя переносить «под копирку» из одной организации в другую, учитывая специфику отраслей, штатных сотрудников, пожеланий собственников и руководителей различных организаций, испытывающих схожие трудности. Стоит рассмотреть и скорость реализации консалтинговой компанией какого-либо проекта: консультанту необходимо, в отличие от сотрудников компании-заказчика тратить время на создание полной адекватной картины, происходящего в организации, однако, обладая навыками анализа и экспертизы, опытом профессиональный консультант компенсирует временные затраты на подготовительном этапе в период разработки и непосредственно реализации проекта.

            Указанные преимущества обеспечили рост спроса на консалтинговые услуги, в свою очередь значительно увеличилось и количество консалтинговых компаний. Наибольшее распространение в консалтинговом бизнесе получили такие организационно-правовые формы как: единоличное владение, когда единственный собственник организации может брать на себя обязанности консультанта или заниматься привлечением специалистов; партнерство, основанное на соглашении двух или более учредителей, формирующих уставной капитал компании; корпорации, такие, как знаменитые представители «Большой четверки консалтинговых компаний».

            Если в целом рассмотреть рынок управленческого консультирования, то можно выделить общие направления услуг:

  • Консультирование по общим вопросам оценки конкурентоспособности, состояния организации, прогнозирования развития, приобретения активов, изменения формы собственности
  • Консультирование по административным вопросам предполагает оптимизацию уровней управления, решение проблем, связанных с трудовой дисциплиной.
  • Консультирование по управлению персоналом предполагает создание систем найма и подбора сотрудников в организацию, их мотивации, оценки результатов их деятельности
  • Консультирование по финансовым вопросам включает в себя оценку эффективности деятельности организации, поиск потенциальных источников изыскания финансовых ресурсов
  • Консультирование по вопросам исследования рынка, ценообразования, разработки и продажи новой продукции
  • Консультирование по организации производства
  • Консультирование по внедрению автоматизированных систем проектирования и автоматизированных систем управления
  • Специализированные консультационные услуги, связанные с особенностями конкретной организации

Основным подходом к организации эффективной деятельности консалтинговой компании, увеличении ее доли на рынке в условиях высокой конкуренции становится понимание профессиональной услуги не как услуги, оказываемой в рамках массового бизнеса: маркетинговая стратегия должна отражать индивидуальный подход к каждому заказчику. Арсенал тактических приемов маркетинга консультационного бизнеса представляет собой широкий набор инструментов это и традиционная реклама, «холодные» звонки, спонсирование популярных мероприятий, участие в конференциях и форумах, проведение семинаров, взаимодействие со средствами массовой информации, которое может заключаться, например, в написании сотрудниками компании статей в деловые издания и информационные Интернет-порталы, публикация части проведенных исследований.

Текущая ситуация, сложившаяся на рынке управленческого консультирования, характеризуется переходом от постановки задач по решению частных проблем компании (оптимизация налогов, повышение объема продаж, юридические вопросы) к задачам, связанным с формированием и реализацией стратегии компании, внедрением управленческих решений, способных в значительной степени оказать положительное влияние на эффективность организации.

Такая тенденция видится явным показателем развития данной сферы консультирования. При условии отсутствия глубоких кризисных спадов в мировой и отечественной экономике услуги управленческого консалтинга, по своему содержанию, будут усложняться пропорционально развитию производимой и реализуемой организациями продукции, в обратной ситуации наиболее востребованным окажется сегмент консультаций по антикризисному управлению.